V-ХI ВЕКА.
ВИЗАНТИЙСКАЯ И ПЕРСИДСКАЯ АРМЕНИИ.
АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ.
ДОСТИЖЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ ДИНАСТИЕЙ
БАГРАТИДОВ
В течение V-VI веков Армения оставалась
разделённой между Восточно-Римской
империей (Византией) и Персией. По разному
сложились судьбы армянских земель - в
византийской части была введена имперская
администрация, в персидской, по словам
историка Егише, - «царство перешло к
нахарарам» (князьям), которые подчинялись
правителю, назначаемому персидским царём. В
этот тяжёлый период армяне сохранили себя и
свою культуру благодаря мужеству и
стойкости народа. Громадным подспорьем
этому послужило великое изобретение начала
V века - создание армянским учёным Месропом
Маштоцем национальной письменности
Феодальный строй проник в обе части
раздробленной Армении, постепенно она
распалась на множество княжеств, к концу VII
века их насчитывалось уже около пятидесяти.
Наиболее влиятельными из них были
княжества Мамиконидов, Багратидов,
Арцрунидов
По разному складывались и вассальные
отношения в византийской и персидской
частях Армении. Западная Армения
подчинилась власти единоверного
императора и поддалась новой волне
эллинизации, на Востоке росло недовольство
персидским владычеством. В V-VI веках
вспыхнул ряд восстаний народа. Это был
протест против попыток искоренить в стране
христианство и ассимилировать армянский
народ. Наиболее значительное сражение
произошло 26 мая 451 года на Аварайрской
равнине, возглавил его полководец Вардан
Мамиконян, которому удалось собрать 66 тысяч
воинов. В этом сражении, по словам историка
и очевидца Егише, «цветущие поля были
залиты кровью» и «сердце человека
разрывалось при виде груд убитых».
Девизом сражения стали вещие слова - «Смерть
осознанная - это бессмертие». Позднее
Вардан и все павшие с ним в бою были
причислены армянской церковью к лику
святых. Знаменитая Аварайрская битва была
проиграна, однако, встретив упорное
сопротивление, персы вынуждены были
отказаться от посягательств на религию и
самобытность армянского народа.
С середины VI века начинается постепенное
расширение византийской Армении за счёт
персидской. К началу VII века восточная
граница византийской Армении доходила до
озера Ван. Персия I; слабела и в 30-ых годах VII
века была сокрушена арабами. По миру
началось шествие новой религии - ислама.
Образование Арабского Халифата -
могущественного военно-феодального
государства, стало на долгое время
исторической реальностью, с которой
вынуждены были считаться и мириться многие
страны и народы древнего мира
Опустошительные набеги арабов в 640, 642-643 и 650
годах, сопровождавшиеся грабежами,
разорением и уводом жителей в плен, вынудили
бывшую персидскую Армению признать власть
Арабского Халифата, но на определённых
условиях автономии и сохранения феодальных
княжеств. В 652 году полководец и дипломат
Теодорос Рштуни заключает выгодный для
Армении договор. Армения становится
провинцией Арабского Халифата, в страну был
назначен наместник, которого армянские
историки называют «востикан»
Конец VII и начало VIII веков наполнены
восстаниями народа против власти Халифата,
особую активность проявлял княжеский дом
Багратидов, который в конце концов достиг
своей цели в 744 году, когда Багратиды
получили титул правителей Армении. В 859 году
князь дома Багратидов Ашот получил в свои
руки управление Арменией с титулом «ишхан-ин-ишхан»
(князь князей). Употребив все силы для
умиротворения страны, Ашот, человек
способный и прозорливый, создал армию,
укрепил власть, после чего Халифат уже не
решился отказать ему в титуле царя. Но это
произошло спустя четверть века
фактического правления; в 885 году Ашот
принял титул царя. Его признал также
византийский император Василий I,
приславший корону и дорогие подарки. Вслед
за Багратидами добились самостоятельного
княжества Арцруниды, Сюникские князья и
другие. Страна разделилась на ряд княжеств,
преследовавших свои интересы, весь этот
строй отношений приобрёл характерные черты
феодализма
Историки изображают правление Ашота I как
эпоху процветания Армении. Соседние же
армянские княжества продолжали истощать
друг друга в постоянных войнах, которые
справедливо назвать междо-усобными. Во
владениях Багратидов царило сравнительное
спокойствие, воздвигались церкви,
монастыри, больницы, в 961 г. столица была
перенесена из Карса в Ани, который богател и
рос. Соседи искали союза с сильными
Багратидами, внутри страны развивалась
торговля. Апогея своего блеска и могущества
Багратидское царство достигло при Гагике I
(989-1020 гг.). При нём также были основаны новые
школы, больницы, завершена постройка собора
в Ани, вызывающего и поныне восторг
архитекторов и археологов
С середины XI века армянское царство и
княжества стали быстро клониться к упадку
частью под влиянием междоусобных распрей,
частью вследствие натиска Византии,
получившей свободу действий после
ослабления Халифата, частью под натиском
новых завоевателей - турок-сельджуков,
начавших свои походы против Армении во
второй половине XI века. Армения вновь
оказалась разделённой между мусульманским
Востоком и христианским Западом, как когда-то
между римлянами и персами. В последней
четверти XI века она представляла
бедственную картину. Страна была
опустошена войнами и набегами, города
разрушены, торговля прервалась, культуре
был нанесён тяжкий удар. Некоторые
армянские князья, уступившие свои владения
Византии, получили взамен города и земли на
далёком юго-западе империи, у Средиземного
моря, в горах Киликийского Тавра. Киликия и
явилась колыбелью, из которой выросло новое
армянское царство - Киликийское,
сохранившее традиции армянской культуры и
в течение ещё трёх столетий поддерживавшее
армянскую государственность
Используются технологии
uCoz