I - IV ВЕКА Н. Э.
ПРИНЯТИЕ АРМЕНИЕЙ ХРИСТИАНСТВА. РАЗДЕЛ
ГОСУДАРСТВА МЕЖДУ РИМОМ И ПЕРСИЕЙ
Вступление Армении в новую эру, о
приходе которой, впрочем, наши далёкие
предки даже не подозревали, совпало с
концом династии Арташесидов, правивших ею
почти два столетия. Перешла в новую эру и
созданная Арташесидами армянская
государственность, которой в последующие
два тысячелетия предстояли тяжелейшие
испытания.
История первых четырёх веков новой эры для
Армении - это история постепенной утраты
самостоятельности и раздела Армянского
царства между двумя могущественными
соседями - Римской империей и царством
персов, сменившим в III веке государство
парфян. Этому способствовала и внутренняя
борьба в самой Армении, где соперничали два
начала, влиявшие на армянскую культуру:
более новое - эллинизм и традиционное -
иранизм. Таким образом, перед Арменией
стояла дилемма - либо слиться с Римской
империей, поддаться романизации и потерять
самостоятельность, как Галлия на Западе,
либо открыто войти в состав Восточного мира
и разделить его исторические судьбы
До середины первого столетия на армянском
престоле сменился целый ряд правителей,
угодных Риму и поддерживавших с ним
вассальные отношения. Во второй половине
столетия римское влияние в Армении
начинает уступать парфянскому - на
армянский престол взошёл Трдат -
основоположник новой, Аршакидской династии.
В ответ на это Нерон послал на Восток свои
легионы.
Несколько лет войны не принесли римлянам
успехов и они вынуждены были принять
символическое выражение покорности со
стороны Армении: Трдат согласился лично
прибыть в Рим, чтобы из рук Нерона принять
знаки царского достоинства. Это была победа
древней армянской дипломатии.
О поездке Трдата в Рим рассказывают многие
античные историки - Тацит, Светоний, Плиний.
Ехал Трдат в сопровождении тысячи знатных
армян и парфян, все расходы по этой поездке
Римом были приняты на свой счёт, в Риме
Нерон устраивал в честь Трдата пиры, сам
играл перед гостем на кифаре и выезжал на
арену в колеснице, что, впрочем, армянский
царь не очень одобрил, найдя всё это не
царственным занятием.
В заключение празднеств Нерон торжественно
венчал Трдата на царствование, но никаких
определённых обязательств армянский царь
перед Римом не принял. Более того, он привёз
с собою из Рима художников, мастеров и
рабочих, а также деньги для восстановления
разрушенных римлянами городов. Борьба
между Римом и Парфией продолжалась весь
второй век, Армения окончательно
утвердилась в тесных пределах собственно
армянских областей и отказалась от
притязаний на наследие Тиграна Великого.
В эту же эпоху столица Армении была
перенесена из Арташата в Нор-Кахак (Новый
Город), позднее переименованный в
Вагаршапат. Вся история этого города
связана с армянской церковью. 301 год - важная
дата в национальной истории, Армения
приняла христианство одной из первых в
древнем мире, тогда же христианство стало
её государственной религией. Престол
Католикоса всех армян в 1441 году обосновался
в столице - Вагаршапате, в монастыре
Эчмиадзин (перевод этого слова означает
место, куда «сошёл первородный»).
Вагаршапат c 1945 года переименован в
Эчмиадзин.
Начиная с первой римско-персидской войны и
в длинном ряду последующих столкновений,
являющихся в сущности одной, почти
непрерывной войной в течение столетий,
Армения всегда была на стороне Рима. Однако
союз этот оказался гибельным для Армении
после того, как последняя война римлян с
персами завершилась позорным для Рима
миром. Империя уступила персам пять
провинций и предоставила для разгрома
верного союзника - Армению. Римляне и персы
вскоре пришли к убеждению, что им незачем
сохранять независимость Армении и решили
разделить армянские земли между собою. Так
в 428 году прекратило своё существование
древнеармянское государство
Используются технологии
uCoz